Подписывайтесь:
Архив новостей
13 Июля 2021, 18:13
Копировать ссылку

На практику – из столицы в Кострому

Старинные иконы из Галича и Солигалича помогли сохранить и восстановить студенты-старшекурсники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В реставрационных мастерских Костромского музея-заповедника они трудятся не первую неделю.

Позади почти 3 недели ежедневного труда. Обязательная межкурсовая практика на исходе, и расставаться с работой жаль – у каждого из студентов есть опыт, знания и благодарность за доверие «принимающей стороны». Кириллу Прикладовскому досталась икона начала 19 века из Солигалича. Вероятно, первые свои 100 лет она украшала церковный иконостас, и потом не меньше ждала своего часа в запаснике музея.

Кирилл Прикладовский, студент Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (г. Москва): «Вроде пятый курс. Уже ты сделал несколько икон до этого, есть опыт, тем не менее каждая икона – всегда что-то интересное, уникальное, то, с чем раньше не сталкивался, хотя вроде бы все процессы похожи. Вот эта чем хороша – на ней я применил практически полный спектр процессов по укреплению живописи: красочного слоя, левкаса, подклейка палок, борьба с плесенью. Дело в том, что плесень питается клеем. Подводя клей, не убрав плесень, она его просто съест, и процесс пойдет насмарку».

У Дарьи Зерниной икона, на первый взгляд, сохранилась лучше. В музей-заповедник она попала из Старотожского монастыря в Галиче. По каталогу датирована концом 19 века. Но эти потемневшие тонко выписанные сцены земного и горного пути Николая Чудотворца, предполагает практикантка, только верхний слой.

Дарья Зернина, студентка Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (г. Москва): «Точная дата, которая выцарапана на обороте – 1897-ой год написания. Скорее всего, на иконе был оклад. Это вот гвозди, которыми он крепился. Скорее всего, икона под записью. Как это можно определить? Вот где-то вот под красочным слоем просматривается ниже лежащий слой. Эта икона была покрыта полностью сусальным серебром. Спрашивается, зачем? Если она потом была полностью записана? Скорее всего, она была серебряным фоном, и там внизу есть еще изображения. Это уже будет в дальнейшем установлено – в исследовании с микроскопом, когда будут пробы на раскрытие».

Конечно, 3 недели в реставрации подобных древностей - только начало. Продолжат работу костромичи. Нередко одну икону восстанавливают и год, и два. Важно, чтобы каждый цикл был начат и завершен одним мастером. Студенты-5-тикурсники со своей задачей « от нуля до консервации» справились. Кстати, и дипломные работы на следующий год многие будут защищать, реставрируя именно костромские иконы:

Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского государственного музея-заповедника: «Последние 5 лет мы уже не только приглашаем ребят поработать у нас на практике. Мы также отправляем свои вещи в академию. Составлены договоры, и студенты реставрируют в академии наши предметы. В данный момент у нас около 30 предметов там, и ежегодно ребята, работая с нашими предметами, защищают малые и основные дипломы. Я выезжаю на реставрационные советы, и это очень большая помощь нашему музею, большой вклад академии и ребят».

Чтобы максимально погрузиться в работу, студенты даже по собственному желанию отправились в Галич. Гений места – сила загадочная, иногда помогает как второе дыхание. Кстати, 8 икон именно из этих городов выбрали на реставрацию не случайно. Галичскому краеведческому музею в будущем году 100 лет. Солигаличскому - в 2023-ем. Восстановленные иконы займут свои места в юбилейных экспозициях. А трудолюбие и уровень профподготовки молодых «академиков» костромские реставраторы отметили приглашением приехать на работу в реставрационные мастерские в наш регион.

Сергей Рябинцев, главный хранитель фондов Костромского государственного музея-заповедника: «Нам бы, конечно, очень хотелось! И наши сотрудники нашего реставрационного отдела – это выпускники, в том числе, тех вузов, где готовят реставраторов. Сейчас у нас реставрационных практики две – работают студенты глазуновской и строгановской академий. Если кто-то из них примет решение работать в Костроме, мы, конечно, примем их с радостью».

Из 5 тысяч ценных экспонатов в очередь на реставрацию – более 1000 икон.